«Покровская дамба»
(история регуляционных работ на реке Волга) Продолжение.
Губернское начальство в лице Саратовского Городского Головы А.Недошивина ходатайствовало о принятии радикальных мер к восстановлению судоходства по саратовскому рукаву Волги. 26 октября 1890г. были разосланы письма за № 8339-40 Его Превосходительству Саратовскому Губернатору, за № 8341 Его Высокопревосходительству Министру Внутренних Дел, за № 8342 – Министру Финансов, за № 8343 –Его Превосходительству Министру Путей Сообщения. Во всех этих письмах указывается, что такое положение Волги (обмеление реки) гибельно отражается как на интересах города и его 120 тыс. населении, лишенного возможности пользоваться проточной водой, и вообще на торговле огромной тяготеющей к Саратову территории. (Переписка с Министерствами Саратовским градоначальником о необходимости принятия мер к углублению фарватера р. Волги у города Саратова и направлении его к Саратовской пристани[i]. Не исправилось положение на Волге и в 1893 году.
21 декабря 1894 года за № 18 Саратовский Биржевой Комитет обращается к Его Превосходительству Господину Исправляющему обязанности Саратовского Губернатора и передаёт копию ходатайства перед Министром Финансов по углублению фарватера реки Волги под Саратовом. Такое же ходатайство было передано в Министерство Путей Сообщения. Комитет просил содействия к безотлагательному и возможно быстрому исправлению работ на Волге для предотвращения угрожающей опасности увеличения переката[ii]. В 1894 году Министерством Путей Сообщения был принят ещё один проект создания выправительных сооружений у Саратова, который заключался в устройстве Ильинской дамбы. Эти работы были разрешены Правлением Казанского округа Путей общения. Но после первых успехов, уже в 1898 году Правлением округа указывалось, что так называемая Ильинская дамба наоборот создает затруднение судоходству. Инженерный Совет по рассмотрении вопроса о состоянии р. Волги у Саратова признал необходимым разобрать те части построенных сооружений, которые будут служить препятствием для образования удобного транзитного хода в существующем ложе реки. Согласно такому Постановлению Управление Водных и Шоссейных путей сообщения и Торговых Портов 8 мая 1902 г. За № 6209 предложило правлению Казанского округа войти в обсуждение вопроса о разборке препятствующих судоходству частей сооружений по спаде вод и представить соображения в Управление
[i] ГАСО Ф 1. Опись 1 ед. хр.4932, л. 2 - 7
[ii] ГАСО Ф.1 оп. 1 ед. хр. 5376, л. 4